Бывает так, что поведение близкого человека (родственника, друга, любимого и т.п.) изменилось, и вы не можете понять, что же случилось. Возникает беспокойство, тревога.
Самая первая и общая рекомендация - это поговорить.
Говорить можно по-разному, например, можно задать вопрос прямо - Что с тобой происходит?
Или потребовать ответ - Ответь мне наконец-то, что случилось?!
Попробовать манипулировать - Если ты не хочешь быть со мной честным, я тоже буду молчать.
Более эффективным способом считают технику, когда вы делаете акцент на себе и своих чувствах. Такую технику называют "Я-высказывания".
Структура "Я-высказывания"
Также в четвертой части "Я-высказывания" можно пригласить собеседника к выработке совместного решения в связи с происходящим, предложить помощь. Например, может помочь простой вопрос: "Что думаешь в связи с этим?". Дальше можно усилить: "Мы сможем выработать решение вопроса вместе".
При этом следите за своей интонацией, громкостью высказываний и другими невербальными посланиями. Остерегайтесь делать обобщения и выводы, ставить диагнозы и вешать ярлыки, употреблять слова «опять», «снова», «никогда», «всегда», «постоянно» и делать сравнения с чем-либо или кем-либо, а также искать виноватых. Иначе вы как будто даете установку, противоположную желаемой, и можете вызвать чувство раздражения, защитное поведение и т.п.
Приведенные примеры - это наброски, которые, конечно, трансформируются под конкретную ситуацию и конкретного человека.
Вторая рекомендация - предложить близкому человеку поговорить с некими посредниками - друзьями, значимыми взрослыми, родственниками, специалистами (например, психологом). Конечно, без излишней настойчивости, давления, манипуляций и пр.
Третьей рекомендацией может быть непосредственное привлечение посредников. Если говорить о ситуации со здоровьем, то врачей, если говорить о ситуации с учебой - то кураторов групп, одногруппников и т.п. О вашем намерении привлечь кого-либо предварительно стоит сообщить (может быть даже в виде вопроса-разрешения) близкому.
Если чувствуете, что не справляетесь со своими эмоциями, находитесь в растерянности - обратитесь сами к специалисту-психологу. Порой, это бывает лучшим решением.
Самая первая и общая рекомендация - это поговорить.
Говорить можно по-разному, например, можно задать вопрос прямо - Что с тобой происходит?
Или потребовать ответ - Ответь мне наконец-то, что случилось?!
Попробовать манипулировать - Если ты не хочешь быть со мной честным, я тоже буду молчать.
Более эффективным способом считают технику, когда вы делаете акцент на себе и своих чувствах. Такую технику называют "Я-высказывания".
Структура "Я-высказывания"
- Факт. Начинаем "Я-высказывание" с обозначения факта, который вызвал эмоциональную реакцию. Рассказываем о ситуации без нападения, обвинений, агрессии. Пример с сыном - студентом, который перестал ходить на пары и никак не объясняет причины, просто, как кажется, молчит: "Когда я не могу услышать от тебя ответа…"
- Чувство. Открыто и честно говорим о том, какие чувства вызывает этот факт. Пример: "Я беспокоюсь в такие моменты, у меня возникает сильное чувство тревоги"
- Объяснения. В этой части можно подробнее рассказать, почему мы на это так реагируем. Пример: "Потому что ты мне очень дорог"
- Просьба-пожелание. В этой части говорим о своих желаниях в связи с происходящим. Или озвучиваем просьбу. Пример: "Поэтому прошу, расскажи, что у тебя в жизни происходит?" или "Я бы очень хотела, чтобы ты со мной разговаривал о своих проблемах / чувствах /..."
Также в четвертой части "Я-высказывания" можно пригласить собеседника к выработке совместного решения в связи с происходящим, предложить помощь. Например, может помочь простой вопрос: "Что думаешь в связи с этим?". Дальше можно усилить: "Мы сможем выработать решение вопроса вместе".
При этом следите за своей интонацией, громкостью высказываний и другими невербальными посланиями. Остерегайтесь делать обобщения и выводы, ставить диагнозы и вешать ярлыки, употреблять слова «опять», «снова», «никогда», «всегда», «постоянно» и делать сравнения с чем-либо или кем-либо, а также искать виноватых. Иначе вы как будто даете установку, противоположную желаемой, и можете вызвать чувство раздражения, защитное поведение и т.п.
Приведенные примеры - это наброски, которые, конечно, трансформируются под конкретную ситуацию и конкретного человека.
Вторая рекомендация - предложить близкому человеку поговорить с некими посредниками - друзьями, значимыми взрослыми, родственниками, специалистами (например, психологом). Конечно, без излишней настойчивости, давления, манипуляций и пр.
Третьей рекомендацией может быть непосредственное привлечение посредников. Если говорить о ситуации со здоровьем, то врачей, если говорить о ситуации с учебой - то кураторов групп, одногруппников и т.п. О вашем намерении привлечь кого-либо предварительно стоит сообщить (может быть даже в виде вопроса-разрешения) близкому.
Если чувствуете, что не справляетесь со своими эмоциями, находитесь в растерянности - обратитесь сами к специалисту-психологу. Порой, это бывает лучшим решением.